Вопросы экологии всё теснее вплетаются в нашу повседневную жизнь и зачастую проявляются там, где их меньше всего ожидаешь. В наше время, на смену экономической дилемме «масло или пушки» из учебников макроэкономики прошлого столетия приходит вопрос «автомобили или хлеб» и вот почему:
Небольшое лирическое отступление - одними из первых пеллетных горелок, которые мы увидели в работе, были факельные пеллетные горелки, уже изначально спроектированные для сжигания зерна в качестве топлива, и лишь затем модифицированные для использования древесных топливных гранул (пеллет). Нам показалось это варварским методом добычи тепла, пригодным лишь для утилизации заражённого зерна, непригодного в пищу. Однако идея получать энергию из зерна химическим способом не умерла и воплотилась на новом витке эволюции в производство биоэтанола. Технология производство биоэтанола в качестве топлива неторопливо развивалось в США вплоть до пресловутого урагана Катрина (2005), который повёрг в шок население самого богатого государства, цены на нефть подскочили до 60 $ за баррель и стоимость галлона превысила в 3$. Сразу после этого печально события инвестиции в производство биоэтанола стали рекордно прибыльными, что привело к тому, что в 2009 году 1/4 всего урожая зерновых этой страны было превращено в биоэтанол. |
|
В том же 2005 году США обошли ведущего на то время производителя этого нового биотоплива - Бразилию. Схожая ситуация происходит и в Европе, однако ориентация стран старого света на биодизель привело прежде всего к росту объемов импорта пальмового масла из Индонезии и Малазии.
Если с 1990 по 2005 год средний рост объемов потребления зерна (спрос) составлял 21 миллион тонн в год (росло население планеты, и рост этот был примерно одного темпа), то после вышеприведённых событий виден резкий рост на уровне 54 миллиона тонн в 2006 год и уже 95 миллионов в 2008. Прыжок в 41 миллион совершённый практически за ночь привёл к безумному 3-х кратному росту цены на зерно, рис и другие зерновые за этот же период времени.
Таким образом, цена зерна теперь связана с ценой обычного топлива, произошло слияние продуктового продукта с техническим биржевым товаром, чего не случалось в подобных масштабах ранее, как только начинается рост стоимости нефти, начинается рост стоимости зерна. И все мы знаем, что как только прибыль от продажи зерна на топливо превысит получаемую прибыль от реализации зерна на элеватор, караваны автомобилей фермеров свернут в сторону производителей биотоплива. А так как ресурс ограничен это в свою очередь приведёт к росту стоимости хлеба.
Ресурс ограничен и за него начинается борьба между владельцами 910 миллионов автолюбителей и 2 000 миллионами беднейших людей нашей планеты. Неожиданно мир сталкивается с этической дилеммой невиданной ранее: для чего должно использоваться зерно? Средний доход автолюбителей составляет 30 000 $ в год, а 2 000 миллионов людей живут на меньше чем 3 000 $ в год. Невидимая рука рынка показывает нам : давайте заправлять зерном автомобили.
С точки зрения фермеров, обьем зерна, направленного на заправку 25 галлоного бака достаточно для питания 1 человека в течение 1 года. Если направить на переработку весь урожай, то его будет достаточно для заправки 18% автомобильного парка Соединённых Штатов. Но экономика есть экономика
На наших глазах запускается новый экономический маховик-пузырь, для нового урожая зерна, а следовательно и топлива необходимы новые земля, освоение которых, вне зависимости от того земля ли это тропических лесов в Амазонии или Индонезии требует дополнительного топлива, для получения которого вновь требуется зерно. Не говоря о том, что сокращение лесов ведёт к уничтожению «лёгких» нашей планеты, гибели сопутствующей флоры и фауны.
Что будет дальше?
Существуют технологии позволяющие вырабатывать этанол из прочих целлюлозосодержащих материалов (древесина быстрорастущих деревьев), однако стоимость подобной технологии по прежнему вдвое превышает стоимость переработки зерна.
На сегодняшний день представляется следующие варианты:
- увеличение эффективности, а следовательно КПД двигателей и как результат - снижение расходов топлива
- второе направление это электромобили, в идеале заряжающиеся от энергии солнца, ведь согласно исследований американских учёных большинство поездок совершаются на короткие расстояния и этот маршрут вполне по силам электромобилям.
Но какой бы из вариантов не был принят для реализации, мы уверены, что бионэтанол это тупиковый путь развития.
|