КОНСТРУКЦИИ АКВЕДУКА, ОБОРУДОВАННОГО РОТАЦИОННЫМ ШЛЮЗОВЫМ ПОДЪЕМНИКОМ В СИСТЕМЕ КАНАЛА ФОЛКЕРК ВИЛ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

В Шотландии, в мае 2002 г., в присутствии Ее Величества английской королевы, состоялось официальное открытие реконструированного канала Фолкерк Вил, оторый является главным звеном в обширном проекте Link Millenium, посвященном реконструкции водных путей страны. Канал Фолкерк Вил расположен между г.г. Глазго и Эдинбург и связывает между собой два старейших канала страны - Форс-энд-Клайд и Юнион Кендл. 

В процессе реконструкции канал Фолкерк Вил был оборудован дополнительной навигационной системой, включающей акведук и ротационный шлюзовый подъемник, установленные на железобетонных опорах. Система предполагает переброску с помощью шлюзового подъемника судов с уровня нижнего загрузочного бассейна до уровня канала акведука, и дальнейшую их транспортировку по действующему каналу. 

подьёмный кран для судов

Конструкции шлюзового подъемника выполнены стальными, в то время как конструкции акведука (желоб и опоры) изготовлены на месте монолитными из железобетона. Последнее было обусловлено соображениями прочности, возможностью снижения, таким образом, общих расходов на строительство и эксплуатацию, а также улучшением эстетических качеств сооружения.

Конструкция акведука включает желоб транспортного канала длиной 110 м, установленный на железобетонных опорах. Опоры имеют криволинейную конфигурацию по высоте ствола и замкнутое кольцевое завершение, внутри которого размещается желоб акведука, шарнирно связанный с аркой завершения. Желоб имеет монолитное соединение с центральной опорой, бетонирование которой производилось одновременно с желобом, и подвижное соединение с остальными опорами. Это позволяет конструкции лучше воспринимать продольные температурные перемещения и передавать их на свободные концы желоба.

Поперечное сечение желоба повторяет своими боковыми сторонами круговое очертание кольцевого завершения опоры. Такая конфигурация явилась эффективной в отношении удобства установки стержневой арматуры и позволила снизить вес днища желоба. Для успешной разработки концепции "плавающей" конструкции желоба соединение между днищем и опорами было принято с сохранением зазора между этими конструкциями вне опоры. 

Расчет конструкции был произведен с использованием метода конечных элементов и с построением решетки модели. 
Это было обусловлено:

  • пространственной (трехмерной) формой желоба,
  • вертикальным и горизонтальным направ-лением действующих нагрузок,
  • характером взаимодействия между грун-том и конструкцией свайных фундаментов.
  • панорама акведкуа

    Арочная часть опорной конструкции служит дополнительным фактором для сдерживания действия горизонтальных сил и крутящих моментов на конструкцию желоба. Эффективное армирование стыков в этих соединениях достигается путем наложения реакций, полученных при построении расчетной решетки, на три модели узловых соединений, которые включают дополнительные стойки и затяжки.

    Силы, действующие в каждой из этих моделей, были приняты в комбинации, позволяющей наиболее полно установить действие напряжений в бетоне и арматуре. Дальнейший расчет, произведенный методом конечных элементов, был обоснован необходимостью исследования работы стоек и затяжек в процессе эксплуатации канала.

    Механизмы управления шлюзовым подъемником располагаются в здании, сооруженном в пределах габаритов опоры конструкции канала. В этом здании размещаются: две насосные камеры, камера привода, камера гидравлики, генераторная и подстанция. На уровне пола ка-меры привода расположена конструкция подшипниковой опоры колеса подъемника. Здание подъемного механизма было построено до установки колеса подъемника и его закрепления в объединяющем механизме.

    При проектировании опорного узла проектировщики тщательно проверяли интенсивность нагрузок от собственного веса и характер их взаимодействия, что нашло отражение в разработке четырех вариантов комбинаций нагрузок.
    Для установления критической комбинации нагрузок были рассмотрены следующие четыре основные их вида:

  • штормовая ветровая нагрузка (при этом колесо подъемника фиксируется в определенном положении),
  • действующие нагрузки от движения колеса подъемника,
  • нагрузка от изолированной шлюзовой гондолы (т. е. момент, при котором положение гондолы совмещено с осью здания подъемного механизма),
  • нагрузка при подъеме колеса для ремонта. 
    Был идентифицирован коэффициент комбинации нагрузок. В расчете фигурировал собственный вес от массы колеса подъемника, составляющей 900 т, и передаваемой на каждую опору, а также дополнительный механический эффект в 160 т на каждый опорный подшипник вращающегося колеса и горизонтальная составляющая нагрузки от массы движущегося судна, равной 40 т, и приложенной на уровне акведука.
  • Сооружение акведука и его опор было осложнено грунтовыми условиями на площадке строительства. Строительная площадка была расположена на месте закрытого угольного карьера глубиной 25 м, в грунтовых водах которого содержалось значительное количество окисла железа. В качестве фундаментов опор были приняты буровые сваи большого диаметра, опирающиеся на материковый грунт.  Для возведения конструкций акведука был использован высокопрочный водонепроницаемый бетон, являющийся наиболее эффективным в условиях:

  • удержания воды в канале акведука,
  • предохранения от воздействия грунтовых вод на элементы конструкций, расположенные ниже уровня грунтовых вод,
  • создания прочной водонепроницаемой поверхности для конструкций, подверженных процессу замораживания-оттаивания,
  • сопротивления сульфатам, входящим в состав грунтовых вод.
    Расчет конструкций акведука был выполнен в соответствии с:
  • рекомендациями действующих норм Британского института стандартов BS 8007: 1987 " Практическое руководство при проектировании бетонных конструкций для содержания жидкостей",
  • рекомендациями CIRIA Report C559 " Сопротивление бетона замораживанию и оттаиванию",
  • рекомендациями для создания бетонной смеси с оптимальными характеристиками в отношении стойкости к действию сульфатов и прочности других составляющих компонентов,
  • рекомендациями для водоудерживающих поверхностей акведуков в зоне брызг и для обеспечения дополнительной степени защиты водонепроницаемой поверхности путем использованием цементации водостойким раствором, обладающим гидроскопическими свойствами.

  • Для железобетонных конструкций акведука был использован бетон следующих характеристик:

  • для свай: бетон класса RC 40, с требованиями к допускам 150 мм, с вовлечением воздуха и с классом сульфата 2;
  • для акведука, опор и здания подъемного механизма: бетон класса RC 40, с требованиями к допускам 75 мм, без вовлечения воздуха, и с аналогичным классом сульфата 2. Сооружение возведено по проекту, разработанному крупнейшей английской фирмой Arup Associates в сотрудничестве с архитектурной фирмой RMJM Architects. Строительный контракт был приобретен фирмой Morrison Bachy Soletanche Joint Venture. Разработка конструкций шлюзового подъемника была осуществлена фирмами Tony Gee и Bennette Associates.

    По материалам Concrete.- 2002.- vol. 86, N 23/24 (англ.)
  •  

    www.woodheat.ru пеллеты инструкции к пеллетным котлам (с) Условия копирования информации