Во-первых, давайте сначала определим термины и понятия. Начнем с ЗОЛЫ.
Зола это побочный минеральный продукт, практически всегда получаемый при сжигании древесины. Согласно информации из различных научных источников, минеральные вещества составляют не более 1% от массы стволовой древесины и не более 3 % от массы коры. Повышенное содержание минеральных примесей именно в коре обуславливается тем, что поверхность коры во время роста обдувается атмосферным воздухом и впитывает при этом содержащиеся в нем минеральные аэрозоли.
Таким образом, даже в нереальном случае изготовления пеллет из существующей только в теории смеси опилок, содержащей 50% опилок из стволовой древесины и 50% опилок из коры
- общая зольность получившихся пеллет не превысит 2,5 %. (К слову сказать, в действительности, пеллет из такой смеси не получится по причине отсутствия лигнина в коре, и, обычно, кора не превышает 10%-15% от общей массы пеллет. Такие пеллеты можно отличить по имеющимся коричневым включениям, хотя, стоит отметить, что коричневый цвет пеллет может говорить и о неправильной настройке пресс-гранулятора (пеллеты перегревают). В итоге не более 2% от массы используемого древесного топлива.
Можно также отметить, что часть золы выдувается в трубу за счет вентиляторов, нагнетающих кислородную смесь (первичный и вторичный воздух) для горения пеллет. Дымовая труба от этого со временем может несколько уменьшить свой диаметр, поэтому, кстати, трубы для пеллетных котлов и каминов надо чистить чаще, чем для аналогичных газовых или дизельных теплогенераторов. Стоит отметить, что наиболее продвинутые котлы оснащаются датчиками "тяги" и автоматически регулируют подачу воздуха (в том числе, сигнализируют о возможных проблемах).
Подведем промежуточный итог - при сжигании 1 тонны "нереальных" пеллет, сделанных наполовину из коры, у нас не должно получится больше 25 кг золы, часть из которой благополучно улетит в трубу, а часть останетя в зольнике. По опыту обслуживания различных котлов и каминов можем сказать, что из хороших пеллет золы образуется гораздо меньше. Теперь вопрос - откуда берутся пресловутые 7 % например во в таких ТУ? И почему аварийно останавливаются пеллетные горелки?
Ответ следующий: есть такое понятие - ШЛАК. Это минеральные включения ( иными словами: песок и земля ), преднамеренно попавшие в пеллеты на стадии их изготовления, хранения или транспортировки. Вот они то и дают недостающие до заявленных
вышеприведенным производителем % зольности. В лаборатории обычно не разделяют понятия "зола" и "шлак" и пишут просто "зольность". Так что все, что выше 2-3 % - это шлак. Вот как выглядит кусок шлака, снятый с рабочей поверхности пеллетной горелки после одних ! суток работы.
Откуда берется песок в пеллетах - как правило, песок застревает в коре дерева при его транспортировке волоком по земле на лесозаготовке. Иногда производитель пеллет забирает сырье для производтва - отходы лесозаготовки и деревообработки прямо с уличной производственной площадки, ненароком черпая и землю. Некоторые ответственные производители ставят уловители минеральных примесей, но, как правило, большинство не "заморачиваются", хотя, как показывает время, зря, матрицы грануляторов быстрее выходят из строя.
Шлак, в первую очередь, неприятен ещё тем, что в отличии от золы, вылетающей в трубу, он накапливается в пеллетной горелке и, как правило, ведет к ее аварийной остановке.
Выводы: 1. Не бойтесь золы, бойтесь шлака. 2. Ищите постоянных и надежных поставщиков топлива. 3. Не верьте сертификатам.
|